Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 06.05.2024, 18:49

МКОУ ООШ с. Макарье Котельничского района

Включить версию для слабовидящих
Меню сайта
Категории раздела
Библиотека [2]
Положение о школьной библиотеке
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Библиотека » Библиотека

Положение о школьной библиотеке
22.03.2016, 19:06

Рассмотрено на педсовете

Протокол №        от 29.03.2016г

Утверждаю  

Директор школы                 (Н.И.Зубарева)

ПРИКАЗ № от 29.03.16г

 

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ  МКОУ ООШ с. Макарье

  1. Общие положения

1.1  Данное Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом №273 ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» ст. 35 п.3.; Федеральным Законом Российской Федерации «О библиотечном деле» № 78 –ФЗ от 29.12.1994 года; с требованиями ФГОС и ГОСС 2004; СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждённые Постановлением Главного санитарного врача РФ от 29. 12 2010 № 189); Федеральным законом  № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 г.; с Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; Федеральным законом  «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации» от 24 июля 1998 г № 124-ФЗ; с Уставом МКОУ ООШ с. Макарье

1.2  Библиотека МКОУ ООШ с. Макарье  участвует  в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.

1.3  Деятельность библиотеки МКОУ ООШ с. Макарье  (далее школьная библиотека) отражается в Уставе школы. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными документами учитывается при лицензировании и аккредитации образовательного учреждения.

1.4  Цели школьной библиотеки соотносятся с целями школы:

·         формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;

·         их адаптация к жизни в обществе;

·         создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;

·         содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию учащихся;

·         содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми и народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности;

·         воспитание гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

·         способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие в соответствие с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями

·         формирование здорового образа жизни;

1.5  Школьная библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями Министерства образования Российской Федерации, инструкциями Министерства иностранных дел Российской Федерации, уставом школы, положением о библиотеке, утвержденным директором школы.

1.6  Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности. МКОУ ООШ с. Макарье  несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.

1.7  В соответствии с Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» № 114-ФЗ от 25 июля 2002 года в школьной библиотеке запрещено распространение, производство, хранение  и использование литературы экстремисткой направленности

1.8  1.8. В библиотеке запрещается издание и распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных частью первой статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", не допускается наличия экстремистских материалов, призывающих к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал - социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикаций, обосновывающих или оправдывающих национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающих практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Кроме того, к таким материалам, в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ относятся:

а) официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;

б) материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с международно-правовыми актами за преступления против мира и человечества и содержащие признаки, предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона;

в) любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки, предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона.

В помещении библиотеки размещается Федеральный список экстремистской литературы, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации».

1.9   Библиотекарь ежеквартально проводит сверку имеющихся в фондах библиотеки документов с Федеральным списком экстремистских материалов, изымает их из оборота библиотеки.

1.10                       В соответствии с федеральным законом РФ от 29.12.2010 № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», федеральным законом от 29.07.2013 №135-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» библиотекарь выявляет и исключает из открытого доступа отдела обслуживания обучающихся печатные издания, соответствующие знаку информационной продукции 18+.

1.11  Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.
2. Основные задачи

2.1  обеспечение участникам образовательного процесса - обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее - пользователям) - доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); цифровом (CD-диски); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;

2.2   формирование в школьной среде мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу.  В целях противодействия экстремисткой деятельности, в пределах своей компетентности, осуществляет профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские  меры, направленные на предупреждение экстремисткой деятельности.          Распространение среди читателей библиотеки информационных материалов, содействующих повышению уровня  толерантного сознания школьников. С этой целью наложен запрет на распространения литературы экстремистской направленности и иной информации, негативно влияющей на несовершеннолетних.

2.3  воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;

2.4  формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;

2.5  совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.

2.6  Защита  детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
3.  Основные функции

 Для реализации основных задач школьная библиотека:

3.1     формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы:

·         учебниками и учебными пособиями  в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, требованиями ФГОС, образовательными программами образовательного учреждения

·         комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;

·         пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет,  аккумулирует фонд документов, создаваемых в общеобразовательном учреждении (публикаций и работ педагогов, рефератов обучающихся и др.)

·         Осуществляет размещение, организацию и сохранность документов

·         Обеспечивает защиту детей от вредной для их здоровья и развития информации ( информационную безопасность детей - состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию)

Осуществляет сверку поступающих в библиотеку документов (на любых носителях) с Федеральным списком запрещенных материалов экстремистского содержания не реже 1 раза в квартал. При обнаружении запрещенных материалов экстремистского содержания  составляется акт с целью недопущения попадания их в фонд открытого доступа. 

 Не допускает обучающихся к Интернет-ресурсам, электронным документам экстремистского характера.

3.2   создает информационную продукцию:

·         организует и ведет справочно-библиографический аппарат: алфавитный  каталог, картотеки, электронный каталог

·         разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.);

·         обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;

3.3  осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся:

·         создаёт условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности;

·         организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;

·         оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;

·         организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, оказывает содействие в организации внеурочной деятельности, организуемой в условиях реализации ФГОС НОО и ООО, содействует развитию критического мышления;

·         содействует членам педагогического коллектива и администрации учреждения в организации образовательного процесса и досуговой деятельности обучающихся

·         не допускает обучающихся к  Интернет-ресурсам, электронным документам экстремистского характера.

3.4    осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:

·         выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;

·         выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий;

·         содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации;

·         создаёт банк педагогической информации как основы единой информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам;

·         организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий

·         осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства общеобразовательного учреждения по вопросам управления образовательным процессом;

·         поддерживает деятельность педагогических работников в области создания информационных продуктов (документов, баз данных, Web-страниц и т. п.)

·         способствует проведению занятий по формированию информационной культуры;

3.5    осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:

·         удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку в том числе способствующих реализации ФГОС НОО и ООО ;

·         консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей;

·         консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
 

 

4. Организация деятельности библиотеки

4.1   Структура школьной библиотеки: абонемент, читальный зал, отдел учебников и учебных пособий;

4.2   Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы школьной библиотеки.

4.3    Школьная библиотека вправе предоставлять платные библиотечно-информационные услуги, перечень которых определяется Уставом школы.

4.4   В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования, перехода на новые ФГОС и в пределах средств, выделяемых учредителями, МКОУ ООШ с. Макарье обеспечивает библиотеку:

·         гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов (учебников, учебных пособий, документов на традиционных и электронных носителях);

·         необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;

·         современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами;

·         ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;

·         библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.

4.5   Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки.

4.6   Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор школы в соответствии с Уставом школы.

4.7    Контроль за фондом библиотеки (материалы экстремистского характера),  электронными документами, интернет-сайтами (доступ к которым возможен с компьютеров, установленных в библиотеке) и Интернет-ресурсами осуществляет  инженерная служба школы (доступ заблокирован фильтром).

4.8   Происходит систематическое информирование читателей о деятельности библиотеки, в том числе через школьный  сайт.

4.9   Ссылка на Федеральный список экстремистских материалов размещена на школьном сайте в разделе Библиотека (Сайт Министерства юстиции РФ) http://minjust.ru/extremist-materials

4.10                       Обеспечивается требуемый режим хранения и сохранности библиотечного фонда, согласно которому хранение учебников осуществляется в отдельном помещении.

4.11                       Организуется работа по сохранности библиотечного фонда.

4.12                       Режим работы школьной библиотеки определяется  библиотекарем  в соответствии с правилами внутреннего распорядка школы.

4.13                       В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с детьми библиотека школы взаимодействует с библиотеками других образовательных учреждений района  

5.  Управление. Штаты

5.1    Управление школьной библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом школы.

5.2   Общее руководство деятельностью школьной библиотеки осуществляет директор школы.

5.3   Руководство школьной библиотекой осуществляет  библиотекарь, который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и директором школы, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности школьной библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и Уставом школы.

5.4   Библиотекарь назначается директором школы.

5.5    Библиотекарь  разрабатывает и представляет директору школы на утверждение следующие документы:

·         положение о библиотеке;

·         правила пользования библиотекой;

·         положение о платных услугах библиотеки;

·         планово-отчетную документацию;

·         технологическую документацию.

5.6   Работники библиотеки должны располагать сведениями о запрещенных книгах и иной печатной продукции, т.е. иметь государственный перечень (список) экстремистской литературы.

5.7   В целях обеспечения дифференцированной работы школьной библиотеки могут вводиться должности: заведующий библиотекой, библиотекарь.

5.8   Трудовые отношения работников школьной библиотеки регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить Законодательству Российской Федерации о труде.
6. Права и обязанности библиотеки

6.1 Работники школьной библиотеки имеют право:

  • самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе школы и Положении о школьной библиотеке;
  • проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
  • рекомендовать источники комплектования информационных ресурсов;
  • изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда;
  • определять в соответствии с правилами пользования школьной библиотекой, утвержденными директором школы,  виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;
  • иметь ежегодный отпуск и дополнительный оплачиваемый отпуск  и в соответствии с коллективным Договором между работниками и руководством образовательного учреждения и другими локальными нормативными актами;
  • быть представленными к различным формам поощрения;
  • участвовать в соответствии с Законодательством РФ  в работе библиотечных ассоциаций и союзов

6.2 Работники школьной библиотеки обязаны:

  • обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами школьной библиотеки;
  • информировать пользователей о видах предоставляемых школьной библиотекой услуг;
  • обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
  • формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, требованиями ФГОС, образовательными программами образовательного учреждения, интересами, потребностями и запросами всех перечисленных выше категорий пользователей;
  • совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей;
  • обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение;
  • библиотекарь ежеквартально проводит сверку имеющихся в фондах библиотеки документов с Федеральным списком экстремистских материалов, изымает их из оборота библиотеки;
  • обеспечивать режим работы школьной библиотеки в соответствии с потребностями пользователей и работой образовательного учреждения;
  • отчитываться в установленном порядке перед руководством общеобразовательного учреждения не реже 1 раза в год;
  • повышать квалификацию.
    7. Права и обязанности пользователей библиотеки

7.1  Пользователи библиотеки имеют право:

·         получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;

·         пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;

·         получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;

·         получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания и другие источники информации;

·         продлевать срок пользования документами;

·         получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки;

·         получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным или иным оборудованием;

·         участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;

·         пользоваться платными услугами, предоставляемыми библиотекой, согласно Уставу школы и Положению о платных услугах, утвержденному директором школы;

·         обращаться для разрешения конфликтной ситуации к администрации  школы.

7.2      Пользователи школьной библиотеки обязаны:

·         соблюдать правила пользования школьной библиотекой;

·         бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркивания, пометки), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;

·         поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;

·         пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;

·         убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника школьной библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;                                  

·         возвращать документы в школьную библиотеку в установленные сроки;

·         заменять документы школьной библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными;

·         полностью рассчитаться с школьной библиотекой по истечении срока обучения или работы в школе.

7.3   Порядок пользования школьной библиотекой:

·         запись обучающихся общеобразовательного учреждения в школьную библиотеку   производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников школы, родителей (иных законных представителей) обучающихся - по паспорту;

·         перерегистрация пользователей школьной библиотеки производится ежегодно;

·         документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр;

·         читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.

7.4 Порядок пользования абонементом:

·         пользователи имеют право получить на дом не более пяти  документов одновременно;

·         максимальные сроки пользования документами:

ü  учебники, учебные пособия - учебный год;

ü  научно-популярная, познавательная, художественная литература - 14 дней;

ü  периодические издания, издания повышенного спроса - 7 дней;

·         пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.

7.5   Порядок пользования читальным залом:

·         документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;

·         энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале.

7.6   Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:

·         разрешается работа за одним персональным компьютером не более одного  человека  одновременно;

·         по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обращаться к работнику библиотеки;

·         запрещается обращение к ресурсам Интернета, предполагающим оплату;

·         работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям;

·         запрещается обращение к ресурсам Интернет, содержащим экстремистский характер

 

 

Категория: Библиотека | Добавил: шилова
Просмотров: 263 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz