Рассмотрено на педсовете
Протокол № от 29.03.2016г
|
Утверждаю
Директор школы (Н.И.Зубарева)
ПРИКАЗ № от 29.03.16г
|
ПОЛОЖЕНИЕ
О ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ МКОУ ООШ с. Макарье
- Общие положения
1.1 Данное Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом №273 ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» ст. 35 п.3.; Федеральным Законом Российской Федерации «О библиотечном деле» № 78 –ФЗ от 29.12.1994 года; с требованиями ФГОС и ГОСС 2004; СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждённые Постановлением Главного санитарного врача РФ от 29. 12 2010 № 189); Федеральным законом № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 г.; с Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации» от 24 июля 1998 г № 124-ФЗ; с Уставом МКОУ ООШ с. Макарье
1.2 Библиотека МКОУ ООШ с. Макарье участвует в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
1.3 Деятельность библиотеки МКОУ ООШ с. Макарье (далее школьная библиотека) отражается в Уставе школы. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными документами учитывается при лицензировании и аккредитации образовательного учреждения.
1.4 Цели школьной библиотеки соотносятся с целями школы:
· формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;
· их адаптация к жизни в обществе;
· создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;
· содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию учащихся;
· содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми и народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности;
· воспитание гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
· способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие в соответствие с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями
· формирование здорового образа жизни;
1.5 Школьная библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями Министерства образования Российской Федерации, инструкциями Министерства иностранных дел Российской Федерации, уставом школы, положением о библиотеке, утвержденным директором школы.
1.6 Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности. МКОУ ООШ с. Макарье несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.
1.7 В соответствии с Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» № 114-ФЗ от 25 июля 2002 года в школьной библиотеке запрещено распространение, производство, хранение и использование литературы экстремисткой направленности
1.8 1.8. В библиотеке запрещается издание и распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных частью первой статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", не допускается наличия экстремистских материалов, призывающих к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал - социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикаций, обосновывающих или оправдывающих национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающих практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Кроме того, к таким материалам, в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ относятся:
а) официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;
б) материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с международно-правовыми актами за преступления против мира и человечества и содержащие признаки, предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона;
в) любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки, предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона.
В помещении библиотеки размещается Федеральный список экстремистской литературы, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации».
1.9 Библиотекарь ежеквартально проводит сверку имеющихся в фондах библиотеки документов с Федеральным списком экстремистских материалов, изымает их из оборота библиотеки.
1.10 В соответствии с федеральным законом РФ от 29.12.2010 № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», федеральным законом от 29.07.2013 №135-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» библиотекарь выявляет и исключает из открытого доступа отдела обслуживания обучающихся печатные издания, соответствующие знаку информационной продукции 18+.
1.11 Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.
2. Основные задачи
2.1 обеспечение участникам образовательного процесса - обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее - пользователям) - доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); цифровом (CD-диски); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;
2.2 формирование в школьной среде мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу. В целях противодействия экстремисткой деятельности, в пределах своей компетентности, осуществляет профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремисткой деятельности. Распространение среди читателей библиотеки информационных материалов, содействующих повышению уровня толерантного сознания школьников. С этой целью наложен запрет на распространения литературы экстремистской направленности и иной информации, негативно влияющей на несовершеннолетних.
2.3 воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
2.4 формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;
2.5 совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
2.6 Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
3. Основные функции
Для реализации основных задач школьная библиотека:
3.1 формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы:
· учебниками и учебными пособиями в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, требованиями ФГОС, образовательными программами образовательного учреждения
· комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;
· пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, аккумулирует фонд документов, создаваемых в общеобразовательном учреждении (публикаций и работ педагогов, рефератов обучающихся и др.)
· Осуществляет размещение, организацию и сохранность документов
· Обеспечивает защиту детей от вредной для их здоровья и развития информации ( информационную безопасность детей - состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию)
Осуществляет сверку поступающих в библиотеку документов (на любых носителях) с Федеральным списком запрещенных материалов экстремистского содержания не реже 1 раза в квартал. При обнаружении запрещенных материалов экстремистского содержания составляется акт с целью недопущения попадания их в фонд открытого доступа.
Не допускает обучающихся к Интернет-ресурсам, электронным документам экстремистского характера.
3.2 создает информационную продукцию:
· организует и ведет справочно-библиографический аппарат: алфавитный каталог, картотеки, электронный каталог
· разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.);
· обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;
3.3 осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся:
· создаёт условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности;
· организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;
· оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
· организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, оказывает содействие в организации внеурочной деятельности, организуемой в условиях реализации ФГОС НОО и ООО, содействует развитию критического мышления;
· содействует членам педагогического коллектива и администрации учреждения в организации образовательного процесса и досуговой деятельности обучающихся
· не допускает обучающихся к Интернет-ресурсам, электронным документам экстремистского характера.
3.4 осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:
· выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
· выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий;
· содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации;
· создаёт банк педагогической информации как основы единой информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам;
· организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий
· осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства общеобразовательного учреждения по вопросам управления образовательным процессом;
· поддерживает деятельность педагогических работников в области создания информационных продуктов (документов, баз данных, Web-страниц и т. п.)
· способствует проведению занятий по формированию информационной культуры;
3.5 осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:
· удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку в том числе способствующих реализации ФГОС НОО и ООО ;
· консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей;
· консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
4. Организация деятельности библиотеки
4.1 Структура школьной библиотеки: абонемент, читальный зал, отдел учебников и учебных пособий;
4.2 Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы школьной библиотеки.
4.3 Школьная библиотека вправе предоставлять платные библиотечно-информационные услуги, перечень которых определяется Уставом школы.
4.4 В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования, перехода на новые ФГОС и в пределах средств, выделяемых учредителями, МКОУ ООШ с. Макарье обеспечивает библиотеку:
· гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов (учебников, учебных пособий, документов на традиционных и электронных носителях);
· необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;
· современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами;
· ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
· библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
4.5 Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки.
4.6 Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор школы в соответствии с Уставом школы.
4.7 Контроль за фондом библиотеки (материалы экстремистского характера), электронными документами, интернет-сайтами (доступ к которым возможен с компьютеров, установленных в библиотеке) и Интернет-ресурсами осуществляет инженерная служба школы (доступ заблокирован фильтром).
4.8 Происходит систематическое информирование читателей о деятельности библиотеки, в том числе через школьный сайт.
4.9 Ссылка на Федеральный список экстремистских материалов размещена на школьном сайте в разделе Библиотека (Сайт Министерства юстиции РФ) http://minjust.ru/extremist-materials
4.10 Обеспечивается требуемый режим хранения и сохранности библиотечного фонда, согласно которому хранение учебников осуществляется в отдельном помещении.
4.11 Организуется работа по сохранности библиотечного фонда.
4.12 Режим работы школьной библиотеки определяется библиотекарем в соответствии с правилами внутреннего распорядка школы.
4.13 В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с детьми библиотека школы взаимодействует с библиотеками других образовательных учреждений района
5. Управление. Штаты
5.1 Управление школьной библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом школы.
5.2 Общее руководство деятельностью школьной библиотеки осуществляет директор школы.
5.3 Руководство школьной библиотекой осуществляет библиотекарь, который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и директором школы, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности школьной библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и Уставом школы.
5.4 Библиотекарь назначается директором школы.
5.5 Библиотекарь разрабатывает и представляет директору школы на утверждение следующие документы:
· положение о библиотеке;
· правила пользования библиотекой;
· положение о платных услугах библиотеки;
· планово-отчетную документацию;
· технологическую документацию.
5.6 Работники библиотеки должны располагать сведениями о запрещенных книгах и иной печатной продукции, т.е. иметь государственный перечень (список) экстремистской литературы.
5.7 В целях обеспечения дифференцированной работы школьной библиотеки могут вводиться должности: заведующий библиотекой, библиотекарь.
5.8 Трудовые отношения работников школьной библиотеки регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить Законодательству Российской Федерации о труде.
6. Права и обязанности библиотеки
6.1 Работники школьной библиотеки имеют право:
- самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе школы и Положении о школьной библиотеке;
- проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
- рекомендовать источники комплектования информационных ресурсов;
- изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда;
- определять в соответствии с правилами пользования школьной библиотекой, утвержденными директором школы, виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;
- иметь ежегодный отпуск и дополнительный оплачиваемый отпуск и в соответствии с коллективным Договором между работниками и руководством образовательного учреждения и другими локальными нормативными актами;
- быть представленными к различным формам поощрения;
- участвовать в соответствии с Законодательством РФ в работе библиотечных ассоциаций и союзов
6.2 Работники школьной библиотеки обязаны:
- обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами школьной библиотеки;
- информировать пользователей о видах предоставляемых школьной библиотекой услуг;
- обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
- формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, требованиями ФГОС, образовательными программами образовательного учреждения, интересами, потребностями и запросами всех перечисленных выше категорий пользователей;
- совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей;
- обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение;
- библиотекарь ежеквартально проводит сверку имеющихся в фондах библиотеки документов с Федеральным списком экстремистских материалов, изымает их из оборота библиотеки;
- обеспечивать режим работы школьной библиотеки в соответствии с потребностями пользователей и работой образовательного учреждения;
- отчитываться в установленном порядке перед руководством общеобразовательного учреждения не реже 1 раза в год;
- повышать квалификацию.
7. Права и обязанности пользователей библиотеки
7.1 Пользователи библиотеки имеют право:
· получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
· пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
· получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
· получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания и другие источники информации;
· продлевать срок пользования документами;
· получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки;
· получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным или иным оборудованием;
· участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
· пользоваться платными услугами, предоставляемыми библиотекой, согласно Уставу школы и Положению о платных услугах, утвержденному директором школы;
· обращаться для разрешения конфликтной ситуации к администрации школы.
7.2 Пользователи школьной библиотеки обязаны:
· соблюдать правила пользования школьной библиотекой;
· бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркивания, пометки), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;
· поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;
· пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;
· убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника школьной библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;
· возвращать документы в школьную библиотеку в установленные сроки;
· заменять документы школьной библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными;
· полностью рассчитаться с школьной библиотекой по истечении срока обучения или работы в школе.
7.3 Порядок пользования школьной библиотекой:
· запись обучающихся общеобразовательного учреждения в школьную библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников школы, родителей (иных законных представителей) обучающихся - по паспорту;
· перерегистрация пользователей школьной библиотеки производится ежегодно;
· документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр;
· читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
7.4 Порядок пользования абонементом:
· пользователи имеют право получить на дом не более пяти документов одновременно;
· максимальные сроки пользования документами:
ü учебники, учебные пособия - учебный год;
ü научно-популярная, познавательная, художественная литература - 14 дней;
ü периодические издания, издания повышенного спроса - 7 дней;
· пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.
7.5 Порядок пользования читальным залом:
· документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;
· энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале.
7.6 Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:
· разрешается работа за одним персональным компьютером не более одного человека одновременно;
· по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обращаться к работнику библиотеки;
· запрещается обращение к ресурсам Интернета, предполагающим оплату;
· работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям;
· запрещается обращение к ресурсам Интернет, содержащим экстремистский характер